//
/ Коробочное решение или разработка уникального ПО. Что выбрать при цифровизации собственных бизнес-процессов?

Коробочное решение или разработка уникального ПО. Что выбрать при цифровизации собственных бизнес-процессов?

07.12.2022
На сегодняшний день почти не осталось компаний, для которых вопрос цифровизации до сих пор открыт. Цифровизация – уже не опция, а необходимость; с её помощью бизнес либо решает свои проблемы и задачи и, соответственно, ускоряет рост, либо закрывает пробелы, чтобы не отстать от конкурентов. Однако, как именно цифровизировать процессы – вопрос всё ещё актуальный, и решать его можно как с помощью коробочных решений для автоматизации различных процессов, так и с помощью разработки уникального программного обеспечения на заказ. А в зависимости от количества и разнообразности процессов на предприятии возможен и гибридный вариант.

Мы проанализировали эти варианты, изучили кейсы наших клиентов, пересмотрели собственный опыт и решили рассказать, в каких случаях выгоднее внедрять готовые продукты, а в каких – разрабатывать ПО «под себя».

Готовое решение «из коробки» - кому подходит, преимущества и недостатки

Коробочные решения хороши для небольших компаний, ищущих решение для стандартных бизнес-задач. Если компании легче и дешевле подстроить свои процессы под то, что предлагает готовый продукт, не понеся значительного ущерба из-за адаптации процессов, то «коробка» в таком случае – лучший вариант. Это быстрое, более простое и доступное решение. Так, часто готовые продукты выбирают для цифровизации документооборота, финансовой аналитики, CAD-проектирования, интернет-магазинов и так далее, то есть в тех сферах, где на рынке присутствует много игроков и есть зрелое законодательное регулирование.

Основные преимущества коробочных решений:

●     Возможность найма сотрудников с опытом работы с внедряемым продуктом – не нужно тратить время на обучение.

●     Интеграции с другими типовыми коробочными решениями.

●     Поддержка нормативных и законодательных изменений.

●     Доступ к опыту других участников рынка (продукт развивается вместе с рынком, опираясь на отраслевой опыт других пользователей).

●     Стоимость, так как готовое решение почти всегда дешевле.

Кроме того, коробочное решение может помочь бизнесу в развитии, ведь на этапе масштабирования старые ручные процессы перестают работать и тормозят рост из-за непрозрачности и несистематизированности данных. При внедрении готового продукта процессы унифицируются и упорядочиваются, помогая бизнесу сделать шаг вперёд.

Основные недостатки:

●     Зачастую коробочное решение несёт в себе больше функций, чем необходимо конкретному пользователю, в итоге компания переплачивает за то, чем не пользуется.

●     Приходится подстраивать свои процессы под продукт.

●     Если коробка «как есть» покрывает лишь часть процессов, а остальное добирается с помощью кастомизации, то в итоге такой вариант может занять больше времени и ресурсов, чем разработка ПО с нуля под заказ. При таком варианте заниматься внедрением нужно с особой осторожностью.

●     Если уже использованы другие «коробки», приходится создавать прослойки для интеграции с ними, дописывать свои надстройки.

●     Для каждой «коробки» может понадобиться узкий специалист.

А что по поводу ИТ-разработки на заказ?

Заказная разработка в основном подходит для среднего и крупного бизнеса, для которого выгоднее сохранить свои бизнес-процессы неизменными и вложиться в разработку собственного продукта, чем терять уникальные внутренние преимущества, адаптируясь под готовое решение.

Главные преимущества заказной разработки:

●     Возможность обеспечить единое информационное пространство – от бухгалтерии до производства, что значительно увеличивает прозрачность процессов, ускоряет коммуникации и упрощает отчётность.

●     Единый цифровой ландшафт (своя интеграционная шина, информация из всех отделов консолидируется и отражается в одном месте, помогая при принятии управленческих решений).

●     Уникальность, индивидуальный дизайн, ориентированный на пользователя интерфейс, эргономичность.

●     Идеи по оптимизации процессов, которые могут возникать во время проектирования, учитываются и сразу закладываются в будущее ПО.

●     Повышенная безопасность (весь код остается внутри компании и полностью виден заказчику).

●     Контролируемая производительность (так как в отличие от коробочного решения доступна доработка, улучшение кода).

●     Все права на ПО – у заказчика.

●     Изначальная нацеленность на планомерный рост (развитие неизбежно связано с изменениями, и жёсткие рамки коробочных решений могут создавать дополнительное сопротивление в этом непростом процессе).

Кроме того, у наших клиентов были примеры ситуаций, когда программное обеспечение создавалось для закрытия внутренних нужд и готового решения на рынке для этого не было. А позже приходило понимание, что похожее решение требуется целому ряду компаний, а значит, написанное ПО можно доработать и тиражировать, получая дополнительную прибыль.

   Недостатки:

●     Первый главный недостаток – сложность. Чтобы разработка ПО не превратилась в «производственный ад», а конечный продукт выполнял свои задачи на 100%, заказчику необходимо с самого начала активно погружаться в процесс. Необходимо чётко поставить цели, описать процессы, расставить приоритеты, оценить бюджет, контролировать промежуточные результаты и гибко подходить к второстепенным задачам. Всё это, конечно, не лежит на одном лишь заказчике, ведь процесс разработки ведётся бок о бок с ИТ-партнером, который, помимо написания самого кода, задаёт важные вопросы, следит за направлением движения, консультирует, сопровождает, помогает.

●     Второй основной недостаток – дороговизна. Очевидно, написать ПО с нуля – дороже, чем внедрить готовое решение. Сюда будут включаться затраты на саму разработку, на внедрение, на время сотрудников, принимающих основные решения по продукту со стороны заказчика, на обучение персонала и создание обучающих материалов по работе с ПО. Кроме того, на плечи заказчика ложится поддержка (отслеживание законодательства, безопасность, техническая поддержка) в случае, если было решено не привлекать к этому процессу технологического партнера.

●     Стоит также упомянуть и ответственность при подборе партнера-исполнителя, хотя это скорее не угроза, а возможность. Хороший партнёр разделит ответственность по созданию ПО с заказчиком, возьмет на себя важные процессы от формирования ТЗ до разработки, внедрения и поддержки, а также поможет эти процессы оптимизировать и избежать лишних затрат, реализовав только необходимую бизнесу функциональность.

Таким образом, заказная разработка – для зрелых, стабильных компаний, которые стремятся расширяться и осваивать новые горизонты, а также готовы инвестировать в своё развитие на регулярной основе. Однако, наш совет любым компаниям, рассматривающим заказную разработку: если не знаете, что внедрять, начните с изучения типовых процессов и аудита собственных.

Немного примеров с реальных проектов

Пример №1. Заказная разработка ПО для производства. Рост бизнеса в условиях высокой конкуренции

Одним из наших ярких примеров эффективного внедрения заказной системы является система управленческого учета, которую наша компания разработала для сетевого производственного предприятия. Клиенту было необходимо автоматизировать и повысить эффективность производственных процессов, так как без этого дальнейший рост бизнеса в высококонкурентной среде был невозможен, а готовых ИТ-решений под процессы заказчика на тот момент просто не существовало.

Нашей командой были проведены анализ, структурирование и оптимизация процессов на всех уровнях бизнеса клиента, построены модели функционирования. На их основе спроектирован интерфейс, разработана микросервисная архитектура решения и подготовлена схема интеграции с используемыми в компании информационными системами. Затем было разработано горизонтально и вертикально масштабируемое решение для контроля производственного процесса по всему жизненному циклу продукции.

В результате клиент получил не только автоматизированную систему управленческого учёта, но и пересмотр и оптимизацию процессов при сохранении их уникальности.

Пример №2. Заказная разработка ПО для медицины. Интеграция с внутренней цифровой системой

В качестве еще одного успешного кейса по разработке на заказ можно привести систему для проведения видеоконференций, которую РЕЛЭКС разработал для одной из крупных медицинских компаний.

На тот момент клиент развивал направление телемедицины в своих клиниках и ему требовался сервис для удаленных консультаций с врачами, интегрированный с его медицинской информационной системой.

Именно из-за необходимости интеграции с МИС подобные системы сложно реализовать с помощью существующих на рынке готовых сервисов видеоконференций. В медицине в целом не всегда находится место для готовых коробочных решений из-за специфики отрасли, а именно законодательного регулирования, чувствительных персональных данных о здоровье пациентов, сложности предоставляемых услуг.

Таким образом, командой РЕЛЭКС был разработан программный комплекс для проведения видеоконференций, который позволил нашему клиенту значительно продвинуться в сфере телемедицины и улучшить клиентский опыт пациентов.

Пример №3. Внедрение коробочного решения. Подводные камни и выводы

Так как наша компания относится к сектору СМБ, а процессы продаж у нас схожи с другими продуктово-сервисными IT-компаниями, в качестве CRM-системы мы выбрали Битрикс24, ведь он предлагает, с одной стороны, качественные готовые решения, а с другой - возможности для глубокой кастомизации и интеграций. Битрикс24 помог нам:

●     унифицировать и автоматизировать процессы продаж;

●     повысить прозрачность и усилить контроль;

●     перевести документооборот в единое онлайн-пространство.

Однако, по мере развития процессов, мы продолжаем сталкиваться с упомянутыми выше подводными камнями коробочного продукта. В частности, после обновления форм счетов в Битрикс24 нам пришлось потратить время на то, чтобы восстановить работу ряда кастомных отчетов по счетам-фактурам, выходящих за рамки коробочного решения, ведь они просто перестали интегрироваться.

В этом заключается сложность при использовании готовых решений: пользователям «коробок» необходимо поддерживать актуальную версию продукта, при этом нужно быть готовым к тому, что уникальные доработки после обновлений придётся переделывать.

Таким образом, к планированию любого ИТ-проекта нужно подходить максимально реалистично, а при выборе способа цифровизации процессов необходимо учитывать все сильные и слабые стороны. Свяжитесь с нами, если у вас остались вопросы и вам необходима консультация. Специалисты РЕЛЭКС проконсультируют вас по вашему проекту и предложат оптимальные варианты его реализации.

Связаться с нами

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

При поддержке РЕЛЭКС на TAdviser опубликован обзор рынка заказной ИТ-разработки
17
01.23
Аналитический обзор, опубликованный на деловом портале TAdviser, покрывает основные тренды и перспек...
Подробнее..
Как избежать «пожаров» на проекте. Рекомендации РЕЛЭКС
19
01.23
На деловом портале TAdviser опубликована наша новая статья о том, как не допустить срыва сроков и сл...
Подробнее..
РЕЛЭКС готовится к получению нового сертификата ФСТЭК на СУБД ЛИНТЕР БАСТИОН
23
03.21
Техническая поддержка сертифицированной СУБД осуществляется в полном объёме
Подробнее..