Основной задачей нашего заказчика было повышение эффективности производственных процессов, а конечной целью – удержание лидерских позиций на рынке в своем сегменте.
Ранее вся отчётность предприятия велась с помощью excel-таблиц, которые не позволяли быстро консолидировать информацию из разных филиалов и линий производства, но по мере роста бизнеса вопрос о внедрении единой системы управленческого учёта на предприятии становился всё острее.
Заказчик рассмотрел несколько готовых продуктов для автоматизации учёта, но ни один из них не подошёл в полной мере, так как либо не предлагал всей нужной функциональности, либо слишком сильно ограничивал возможности, заставляя пользователя «подгонять» процессы под продукт, чтобы было неприемлемо. Поэтому заказчиком было решено разработать АИС для управленческого учёта с нуля, полностью настроив её под свой бизнес.
Так как в компании заказчика не было собственного IT-отдела, которому можно было бы поручить разработку, заказчик обратился к нам. Схема была простая: заказчик прислал нам техническое задание, в котором верхнеуровнево описал, чего ждёт от системы, наши специалисты задали уточняющие вопросы, обозначили спорные моменты и приблизительно оценили разработку по времени и стоимости. Однако, с самого начала было понятно, что проект непростой и начинать его необходимо с тщательного исследования бизнеса заказчика, описания процессов, опросов потенциальных пользователей системы и сравнительного анализа существующих на рынке готовых решений.
РЕШЕНИЕ
Итак, над разработкой системы трудилась комплексная команда из 14 человек – специалистов РЕЛЭКС, включающая в себя системного архитектора, бизнес-аналитиков, разработчиков, тестировщиков, и руководителя проекта.
В первую очередь к работе подключились аналитики, которые провели сбор данных, анализ и структурирование процессов на всех уровнях функционирования бизнеса заказчика, а также выявили возможности для оптимизации некоторых процессов. По итогу аналитического этапа были построены модели функционирования бизнеса, на основе которых был спроектирован интерфейс, разработана архитектура решения и подготовлена схема интеграции с используемыми в компании информационными системами.
Базовая функциональность и ключевые модули были разработаны за 8 месяцев, после чего на протяжении ещё нескольких месяцев велась доработка некоторых модулей, осуществлялась поддержка и дальнейшее развитие системы. На протяжении всего проекта мы активно вовлекали заказчика в процесс: регулярно проводили показы, собирали обратную связь, уточняли требования и вносили изменения в ТЗ.
В результате было разработано современное, уникальное решение для ведения и контроля производственного процесса по всему жизненному циклу продукции, включающее следующие модули:
-
заказы;
-
документы;
-
склады;
-
логистика;
-
финансы;
-
закупки;
-
контрагенты;
-
инциденты;
-
отчеты;
-
справочники;
-
администрирование.
Решение основано на микросервисной архитектуре: каждый критически важный бизнес-процесс выделен в отдельный микросервис, что позволяет повысить доступность и отказоустойчивость, а также делает возможным вертикальное и горизонтальное масштабирование.
Помимо базовой функциональности разработанная нами автоматизированная информационная система имеет дополнительные функции, настроенные специально под заказчика:
-
интеграция с 1С;
-
рассылка уведомлений;
-
настройка отображения реестра пользователем;
-
конструктор отчетов;
-
технологическая карта операций;
-
личный кабинет контрагента;
-
предварительный расчет заказа.
На иллюстрациях ниже продемонстрирован пользовательский интерфейс разработанной системы.
РЕЗУЛЬТАТ
Разработанная нашими специалистами система управленческого учёта позволяет вести кадровый, бухгалтерский, складской учёт, контролировать процесс производства, а также регистрировать контрагентов и договорные отношения. Благодаря внедрению системы удалось достичь унификации и наладить консолидирование информации со всех филиалов. Если раньше генерирование сводных отчётов могло занимать недели, то с внедрением системы это стало возможно делать за часы.
Основным преимуществом от внедрения системы управленческого учёта для заказчика стало упрощение процесса принятия управленческих решений благодаря получению полной, достоверной информации и её отображению в виде настраиваемых панелей отображения отчётности. К другим выгодам от внедрения можно отнести:
-
Сокращение временных затрат на формирование отчётности.
-
Повышение эффективности производства.
-
Повышение прозрачности процессов.
-
Усиление контроля за деятельностью предприятия (что было особенно важно для собственника компании).
-
Возможность спрогнозировать рентабельность открытия нового филиала или направления производства.
Кроме того, как отмечалось выше, разработку системы управленческого учёта на заказ клиент выбрал из-за недостатка функциональности в существовавших на тот момент продуктовых решениях. Так, модуль «инциденты», позволяющий отслеживать брак и даже нарушения дисциплины на производстве, присутствует далеко не во всех продуктах. То же можно сказать и о модуле «логистика». Также наша система позволяет формировать разную ценовую политику для различных категорий клиентов, что не всегда доступно в коробочных решениях.
Технологии
ORM Entity Framework Core, .NET Core, Angular.
КОМАНДА РЕЛЭКС О ПРОЕКТЕ
«Это был интересный, комплексный проект, где нам удалось в полной мере применить так называемое продуктовое мышление. Если честно, без сложностей не обошлось. Оценивая разработку одного из специфических для бизнеса заказчика модулей, мы заложили меньше ресурсов, чем потребовалось в итоге. За переработанные часы мы не стали выставлять заказчику счёт, но благодаря этой ситуации мы приобрели ценный опыт и отраслевую экспертизу. Проект мы сдали в срок, успешно внедрили и продолжали поддерживать. Это был хороший пример эффективного сотрудничества», – отметил наш руководитель проекта.
КОГДА НЕОБХОДИМА РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА НА ЗАКАЗ
На рынке существует множество готовых решений и способов автоматизации управленческого учёта, от Excel-таблиц до «1С», и большинству предприятий малого и среднего бизнеса этого достаточно. Но если предприятие занимает узкую нишу и имеет нетиповые бизнес-процессы, то любое коробочное решение претерпевает множество доработок, прежде чем начинает в полной мере выполнять свою функцию. В одной из статей мы уже рассказывали, по каким принципам нужно выбирать для своего бизнеса заказную разработку ПО или решение «из коробки».
Следует помнить, что управленческий учёт – не то же самое, что бухгалтерский. Если последний ведётся для соблюдения законодательства и предоставления отчётов в контролирующие органы, то первый необходим самому бизнесу, его руководству. Правила его ведения устанавливаются самим предприятием с учетом конкретных задач и особенностей процессов в бизнесе. Именно поэтому компания, которая стремится к быстрому росту и ставит перед собой амбициозные цели, хочет иметь максимум возможностей для кастомизации отчётности и выбирает построение системы управленческого учёта под себя с нуля.
Разрабатывать систему усилиями собственного IT-отдела или привлекать к разработке партнёра – каждая компания решает сама, в зависимости от имеющихся ресурсов и уровня цифровых компетенций. Со своей стороны мы можем предоставить профессиональную консультацию по проекту, бесплатную предварительную оценку, и, если по результатам вы решите, что готовы привлечь партнёра, то с радостью станем им для вас, разработаем необходимую систему и убедимся, что ваш бизнес извлекает максимум выгоды из автоматизации и цифровизации процессов.